Начало манипуляции

В XIX веке, с развитием капитализма, иллюстрации пришли на помощь рекламе. Конечно, привлекательные вывески, витрины и подобия слоганов существовали, наверное, с момента зарождения более-менее конкурирующей торговли. Однако массовое производство породило необходимость широкого распространения продукта, а значит, и информации о нем. Плакаты и рекламные объявления в печатных изданиях конца XIX – начала XX века поражают детальной прорисовкой образов и разнообразием шрифтов. При этом явно прослеживается главная цель – привлечь внимание к продукту и убедить совершить покупку. Счастливые лица людей, преимущества товара, обещания изменить жизнь к лучшему – все это очень знакомо современному потребителю.

Дальше – в web!

Развитие рекламы на Западе и в СССР пошло разными путями. Некоторые исследователи считают, что это и стало причиной последующего появления такого разного зарубежного и российского web-дизайна. В Америке и Европе дизайн рекламы развивался поступательно и в тесной взаимосвязи с изобразительным искусством. Арт-деко, творчество Энди Уорхолла, субкультура хиппи, развитие полиграфии — все эти явления оказывали влияние на массовую культуру и, как следствие, на рекламу. В результате, дизайнеры подошли к эпохе интернета подготовленными и умеющими работать с сетками для создания макета.

В Советском Союзе конкуренции производителей не было, и реклама носила исключительно информативный характер. Поэтому и осталась на уровне 20-х годов, когда и были найдены основные решения для социалистической рекламы. Этим застоем и объясняется «творческий разгул» создателей рекламы в 1990-х годах. Не миновал он и дизайна первых коммерческих сайтов. Отголоски того времени – яркие цвета «чтобы было», навигация «кому надо, найдет» и оригинальность ради оригинальности – встречаются и сегодня. Раскраски к сказке конек горбунок кстати есть на сайте pushinka.top .

Но возвращение к простым и понятным визуальным формам было неминуемо. Путь от сквеморфизма к максимальной лаконичности постепенно ведет к естественности, маркетологи вдумчиво изучают психологические исследования, а психологи и социологи в свою очередь включают в работу дизайнерские решения для сайтов.

Что же мы имеем сегодня? Заложенное природой легкое восприятие визуальной информации не только не атрофируется, напротив, постепенно становится едва ли не основным способом получения знаний (к счастью, пока только в повседневности). А значит, дизайн и оформление визуального контента становится во главу угла, независимо от любви владельца сайта к традициям 90-х.