В каком возрасте и с чего начать уроки по созданию необычных фигурок из бумаги, как привить любовь к новому занятию и чем оно может быть полезно малышу.
Где-то на грани искусства с далекого востока и детской игры расположилось странное занятие – складывание из бумаги фигурок зверей и птиц. Оригами уже несколько веков увлекает взрослых, но заниматься им с детьми начали совсем недавно. Рамблер/Семья предлагает разобраться, в каком возрасте и с чего начать уроки, как привить любовь к новому занятию и чем оно может быть полезно малышу.
Как японцы рассказали об оригами миру
Бумагу изобрели в Китае, и оригами появилось именно там, но развитие, популярность и расцвет этого древнего искусства произошли в Японии. Уже к VIII–IX веку в ритуалах и обрядах страны использовали необычные фигурки из бумаги. Самураи складывали из бумажных лент украшения носи, а на свадьбу молодоженам дарили замысловато сложенных бабочек.
Но «искусство в складочку» существовало и в Европе – в XI веке мавры принесли его в Испанию, а оттуда оно распространилось в Германию. Особый метод складывания там применялся не просто к бумаге, а к свидетельству о крещении, которое так и хранили в виде фигурки.
Тем не менее долгие годы оригами оставалось исключительно японским баловством. Так было до 1960-х, когда новатор бумажного ремесла Акира Есидзава придумал схематичное обозначение того, как складывать бумагу. Тогда впервые с помощью серии изображений стало возможно нарисовать процесс создания журавлика или бабочки. В итоге искусство оригами стало доступно простым смертным по всему миру и завоевало всеобщую любовь.
Обучаемся основам
Прежде, чем обучать ребенка, неплохо бы попрактиковаться самим, потому что занятие это не такое легкое, каким кажется на первый взгляд. Если до этого момента вы использовали бумагу только для написания текста, то начать лучше с так называемого «простого» оригами, которое придумал британец Джон Смит. Он разработал несколько схем, в которых использовались складки только «налицо» или «наизнанку» – «долиной» и «горой» соответственно. Сложные термины и приемы типа «раскрыть, выгнуть, утопить» можно осваивать уже потом, когда получатся первые фигурки.
Для первых занятий оригами понадобится обычная офисная бумага для печати толщиной 70–90 г/м2. Из нее лучше заранее нарезать квадраты, их размер может быть разным, и от него зависит, каким будет готовое изделие – миниатюрным со стороной квадрата 20 см, большим из квадрата 25–40 см или совсем крошечным – из трех сантиметрового квадратика.
Существуют способы складывать фигурки и из треугольников или прямоугольников, а также совсем замысловатых пяти-, шести-, восьмиугольников и кругов. Делать складку на тонкой бумаге проще, но стоит помнить, что маленьким детям для начала лучше дать листы поплотнее, чтобы те не рвались при малейшем нажатии. Плотные листы используют и профи. Они понадобятся вам, если вы научитесь делать фигурки животных и захотите добиться плавности линий. Тогда бумагу перед началом работы нужно будет намочить. Подробнее на сайте https://papikpro.top .
Оптимальный возраст для начала занятий оригами – около трех лет. Для первых уроков с детьми лучше использовать не белую, а цветную бумагу. Ребенку легче сравнить ее со схемами, ведь обычно они двухцветные – чтобы было понятно, где лицо, а где изнанка фигуры. Да и фигурки при таком «раскладе» получатся куда более яркие, пестрые.
Для первых занятий попробуйте схемы «собаки», «кораблика» или «тюльпана». Многие родители сами делали такие в детстве. Особое удовольствие детям доставят движущиеся фигурки: «журавлик», «лягушка» или «вертушка» и надувные оригами, например, «бомбочка», которую можно звонко прихлопнуть ладошками. А любителям чтения наверняка придутся по душе закладки для книг, выполненные в технике складывания из бумаги.
И, конечно, вся суть оригами в том, чтобы не использовать ни клей, ни скобки, ни скрепки – ничего, что могло бы дополнительно соединить листы. Даже модульное оригами, когда нужно сначала сделать множество одинаковых элементов, а потом сложить их в единую большую фигурку, делается без применения клея, вкладыванием одной фигурки в другую и закреплением одной выступающей части за другую.